Отмена транспортного налога
Отмена транспортного налога - об этом говорят и на эту тему жарко дискутируют уже не один год. Для начала, давайте еще раз разберемся, что же входит в понятие «транспортный налог»?! Итак, транспортный налог в России – это налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Федеральное руководство в лице Правительства РФ и Федерального Собрания РФ определили для транспортного налога:
а) объект налогообложения;
б) порядок определения налоговой базы;
в) налоговый период;
г) порядок исчисления налога;
д) пределы налоговых ставок.
В тоже время, транспортный налог относится к так называемым региональным налогам, следовательно, на территории Воронежской области законодательным органом власти, которым является Воронежская областная Дума, устанавливаются:
а) размер транспортного налога;
б) порядок и сроки уплаты;
в) формы отчётности;
г) налоговые льготы.
Объектами налогообложения для транспортного налога являются:
• автомобили;
• мотоциклы;
• мотороллеры;
• автобусы;
• другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
• самолёты;
• вертолёты;
• теплоходы;
• яхты;
• парусные суда;
• катера;
• снегоходы;
• мотосани;
• моторные лодки;
• гидроциклы;
• несамоходные (буксируемые суда);
• другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нашем регионе налоговые ставки на 2016–2017 г.г. устанавливаются Законом Воронежской области от 27.12.2002 № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» (с соответствующими изменениями, действующим в 2017 г.).
Для отдельных категорий граждан на территории Воронежской области предусмотрены льготы по транспортному налогу, которые регламентируются областным Законом от 11.06.2003 № 28-ОЗ "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области".
Согласно этому закону, от уплаты транспортного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:
• Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации;
• граждане, награжденные орденом Славы трех степеней - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
• ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалиды 1, 2, 3 группы, имеющие транспортные средства с мощностью двигателя до 120 лошадиных сил включительно, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на указанных лиц;
• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также граждане из Подразделений особого риска имеющие транспортные средства с мощностью двигателя до 120 лошадиных сил включительно, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на данных граждан;
• организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 70 процентов, - за автобусы, с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил, и грузовые автомобили, зарегистрированные на указанных лиц;
• транспортные предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, получающие дотации из областного и местных бюджетов, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров по установленным маршрутам (кроме такси), а также номерные транспортные предприятия, - по транспортным средствам, участвующим в выполнении государственного мобилизационного задания;
• учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании;
• муниципальные унитарные предприятия, целью деятельности которых является благоустройство территории муниципального образования;
• общественные организации инвалидов, использующие транспорт для выполнения уставных задач.
• в отношении старых автомобилей: физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы автомобили легковые, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущего налогового периода (1 января), с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 77,55 кВт) включительно;
• физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы мотоциклы и мотороллеры отечественного производства, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущего налогового периода (1 января), с мощностью двигателя:
- до 20 лошадиных сил (до 14,7 кВт) включительно;
- свыше 20 лошадиных сил до 35 лошадиных сил (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно;
- свыше 35 лошадиных сил (свыше 25,74 кВт);
• члены семей погибших (умерших) военнослужащих - за одно транспортное средство, зарегистрированное на данных граждан, с мощностью двигателя до 120 лошадиных сил;
• организации, зарегистрированные на территории Воронежской области и осуществляющие деятельность по финансовому лизингу авиационной техники и (или) предоставлению в аренду самолетов без экипажа, - в отношении авиационной техники, в том числе самолетов, являющихся предметом финансового лизинга и (или) аренды;
• добровольные пожарные, состоящие в реестре добровольных пожарных Воронежской области не менее трех лет по состоянию на начало текущего налогового периода (1 января), принимающие непосредственное участие в тушении пожаров в составе территориальных добровольных пожарных команд (дружин), - за одно транспортное средство, зарегистрированное на данных граждан, с мощностью двигателя до 120 лошадиных сил включительно. Право на получение льготы по уплате транспортного налога подтверждается справкой общественного объединения пожарной охраны, согласованной с главой муниципального образования и начальником местного гарнизона пожарной охраны;
• общественные объединения, внесенные в реестр общественных объединений пожарной охраны Воронежской области, за транспортные средства, состоящие на балансе, с мощностью двигателя до 210 лошадиных сил включительно;
• организации, реализующие инвестиционные проекты по созданию новых и (или) модернизации, реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующих производств на территории муниципальных районов Воронежской области, включенных в утверждаемый распоряжением правительства Воронежской области перечень муниципальных районов с особой системой государственной поддержки;
• члены многодетных семей, получившие автотранспорт и мини-тракторы в рамках реализации ведомственных целевых программ по социальной поддержке многодетных семей Воронежской области;
• один из родителей (законных представителей) в семье, воспитывающей пять и более несовершеннолетних детей, на которого в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно. Налоговые льготы предоставляются в отношении одного транспортного средства на усмотрение владельца.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Пенсионеры по старости льготы по уплате транспортного налога на территории Воронежской области не имеют.
За основу расчета величины транспортного налога принимаются:
а) мощность двигателя;
б) мощность тяги реактивного двигателя;
в) валовая вместимость транспортных средств;
г) категории транспортных средств в расчёте:
- на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства;
- на один килограмм-силы тяги реактивного двигателя;
- на одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах.
Теперь вернемся к многострадальной теме отмены транспортного налога - данный налог в Российской Федерации должен был быть отменен еще в период 2009-2012 г.г. взамен ввода акцизов на топливо, однако этого не произошло. Тем не менее, акцизы на топливо все-таки были введены, и теперь автовладельцы вынуждены оплачивать и транспортный налог, и акцизы, включенные в стоимость топлива.
Подавляющее число не только автовладельцев, но и в целом граждан России считают транспортный налог самым не справедливом из всех как местных и региональных, так и федеральных налогов.
По своей сути финансовые средства, собираемые за счет транспортного налога, должны поступать на содержание и развитие дорожной сети регионов – и здесь вопросов не возникает, ибо цели благие и денег на это не жалко.
А вот методика расчета транспортного налога заставляет сильно сомневаться в его справедливости и объективности.
Вкратце, формула расчета такова – чем больше в двигателе вашего транспортного средства лошадиных сил, тем больше для вас будет сумма транспортного налога. Вдобавок к этому, применяется так называемый пороговый коэффициент, который еще больше добавляет несправедливости: так, к примеру, владелец автомобиля мощностью 150 л.с. платит одну сумму, а собственник транспортного средства со 151-ой лошадью под капотом раскошелится в два раза больше, ибо перешагнул пресловутый пороговый коэффициент. Особо драконовский коэффициент применяется к владельцам автомобилей с мощностью свыше 410 л.с. Так, по информации газеты «Известия» гражданин России выплатит транспортный налог в 540 000 руб. (!) за владение люксовым автомобилем Bugatti.
На деле получается, что владельцы маломощных детищ отечественного автопрома наматывают ежегодно тысячи километров дорог, нанося вред, как дорожному покрытию, так и своими выбросами окружающей среде. При этом транспортный налог на такое авто не превышает 2000 рублей.
А вот какой-нибудь владелец мощной иномарки выезжает на ней со стоянки только по выходным и большим праздникам, тем самым вред от такого авто минимальный, а вот транспортный налог вынужден платить по 50 000 - 100 000 рублей в году.
Выход здесь только один и весьма очевидный – необходимо на законодательном уровне внести изменения в порядок сбора транспортного налога, а именно включить его в стоимость топлива. В этом случае тот - кто больше фактически ездит, тот - у кого двигатель больше потребляет топлива, и главное тот - кто больше наносит вред дорогам и экологии, будет платить больше транспортного налога.
Бесспорно, что отмена транспортного налога в нынешнем виде и включение его в стоимость акциза на топливо – это весьма справедливая мера. Именно об этом высказалась Председатель СФ ФС РФ Валентина Матвиенко на встрече с членами палаты молодых парламентариев.
Президент РФ Владимир Путин еще в 2012 году высказал точку зрения по этому вопросу, предложил простой выход из ситуации — «сколько ездишь, столько платишь».
Многие аналитики, общественники, экономисты и парламентарии не без основания полагают, что в случае отмены транспортного налога и включения его в стоимость акцизов, фискальным органам придется обратить пристальное внимание на усиление учета и жестким контролем реальных объемов продажи топлива. И хоть это и достаточно сложно, но в разы справедливее, чем необоснованно обдирать автовладельцев, как липку.
Материал подготовил Олег Рукавицын