Юридический Центр "ЗаконЪ"

Бесплатная юридическая консультация 

Профессиональные юристы и адвокаты

Круглосуточные телефоны дежурной юридической части:

+7(473)228-47-02

+7(903)652-95-77

Воронеж, ул. Никитинская, 8-А, 6-ой этаж, офис № 618

 

Обжалование действий - поясняет юрист Центра "ЗаконЪ" Олег Михайлов: в практике уголовно-процессуального права одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов является порядок обеспечения прав и свобод участников процесса. Одним из средств достижения указанной цели является закрепленное за каждым гражданином право на обжалование любого незаконного действия лица, осуществляющего правосудие и уголовное преследование. Данная статья является многоаспектной и комплексной, что позволяет рассмотреть проблему более глубоко и эффективно. 

В уголовном судопроизводстве часто сталкиваются противоречивые интересы участников процесса. В этой сложной обстановке необходимо сохранить в чистоте и неприкосновенности честь, достоинство и другие права и законные интересы граждан и в то же время раскрыть преступление, установить виновного и привлечь его к уголовной ответственности. 

В связи с этим большой практический интерес представляет институт обжалования процессуальных действий и решений, как средство и способ защиты прав и законных интересов личности. Между тем следует отметить, что многие вопросы обжалования в досудебных стадиях еще недостаточно разработаны в процессуальной литературе. Именно о них и пойдет речь в дальнейшем. 
Необходимо начать с того, что принцип «право на обжалование процессуальных действий и решений на досудебных стадиях уголовного процесса» занимает особое место в системе принципов уголовного судопроизводства.

Принципы уголовного процесса — это вытекающие из природы российской государственности теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные нормативные положения, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность уголовного процесса, определяют построение всех его процессуальных норм, стадий и институтов и направляют процессуальную деятельность на достижение целей и задач уголовного судопроизводства. 
В этом определении подчеркиваются объективный характер принципов уголовного процесса, их научная обоснованность, нормативное выражение, подлинный демократизм и всеобщая значимость для всех участников (сторон) уголовного судопроизводства. Правильное и четкое представление о принципах уголовного процесса дает реальную и объективно обоснованную возможность раскрыть демократическую сущность деятельности органов российского государства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел; служит основой для правильного решения вопроса о перспективах дальне шего развития и совершенствования норм, регулирующих эту деятельность, исходя из того, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. 
Конституция РФ закрепила ряд норм, отражающих правовой статус личности в уголовном судопроизводстве. Таковым является провозглашенное право на обжалование в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

С принятием в 2001 году УПК РФ и в отраслевом законе нашли развитие данные предписания. В связи с этим нельзя не констатировать новое качественное состояние российского уголовного судопроизводства, ориентированного на идеи гуманизма, справедливости и демократизма. Однако если проанализировать изменения и дополнения, вносимые в последние годы в уголовно-процессуальное законодательство, становится очевидным, что принципы — наиболее инертная часть закона, новеллы в которые достаточно редки. Это представляет собой один из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность уголовно-процессуальных норм. 
Вероятно, вследствие отсутствия в УПК РСФСР 1960 года самостоятельной главы о принципах уголовного процесса, в теории отсутствовала единая точка зрения относительно круга таких положений. Это позволяло не только по-разному именовать каждый из них, но и безгранично расширять их число. С принятием же УПК РФ система принципов подверглась в рамках курса гуманизации уголовного судопроизводства, существенной трансформации и более четкой регламентации. В состав этой системы включены: уважение чести и достоинства личности, охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, состязательность сторон, свобода оценки доказательств, которые ранее к принципам не относились. 
Следующим, не менее дискуссионным вопросом является проблема терминологического содержания тех или иных понятий, раскрывающих сущность рассматриваемого института уголовно-процессуального права. Так, например, многие авторы неоднократно рассматривали и сравнивали такие понятия, как «жалоба», «ходатайство», «возражение» и т.п., делая попытку выявить наиболее приемлемый термин для использования. 
Жалоба — устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом, данное право принадлежит российским гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ. 
Жалоба, с одной стороны, служит средством обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а с другой — является средством выявления нарушений уголовно-процессуального закона следователем, прокурором, судом на досудебном производстве. Жалоба есть основанное на законе обращение участвующих в уголовном процессе лиц к органу государственной власти, уполномоченному на ее прием, рассмотрение и разрешение, по поводу нарушения прав и законных интересов лица, допущенного органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, с требованием о его устранении1. 
Возражение довод, мнение против чего-либо; выражение несогласия с чем-нибудь. С юридической точки зрения, возражение как термин в широком смысле означает объяснения ответчика, направленные на ослабление позиций истца. 
Термин «ходатайство» многократно упоминается в уголовном судопроизводстве. К сожалению, в статье 5 УПК РФ законодатель не раскрывает его понятие и содержание, как это сделано в отношении ряда других употребляемых в нем терминов, что вызывает его различное толкование. 
В литературных источниках ходатайствам придается различный по объему, более или менее широкий смысл, В общеупотребляемом смысле «ходатайство определяется как официальна просьба о ком-чем и за кого-что».
В юридической терминологии понятие «ходатайство» толкуется в двух значениях. Первое — общетеоретическое — рассматривается как «официальная просьба или представление, адресованное государственным органом или общественной организацией к вышестоящей инстанции». Второе — уголовнопроцессуальное — рассматривается как «официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье или суду»6. 
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, чгго законодателем был выбран наиболее удачный термин «жалоба» для обозначения сущностного содержания рассматриваемого правового казуса. 
В целом, хотелось бы сказать, что институт обжалования действий (бездействия) и решений дознавателя, органа дознания, следователя — прокурору, а прокурора — вышестоящему прокурору не является новым, поскольку УПК РСФСР содержал правила и порядок такого обжалования. Рассмотрение жалобы прокурором в большинстве случаев включает в себя проведение необходимых проверочных действий, относящихся к ее содержанию. Для надлежащего рассмотрения жалобы и принятия по ней законного и обоснованного решения прокурору необходимо истребовать и изучить материалы дела, материалы оперативно-розыскной деятельности и иные материалы либо выехать непосредственно на место и провести проверочные действия, получить объяснения от дознавателя, следователя, должностных лиц, осуществляющих ведомственный процессуальный контроль, 
от заявителя и других лиц. 
Институт обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в УПК РФ 2001 года приобрел самостоятельное весомое значение и был выделен в отдельную главу (глава 16 раздела V УПК РФ, статьи 123-127). Одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства — предоставление права на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц в той части, в которой проводимые процессуальные действия (или бездейст-вне) и принимаемые решения затрагивают их интересы. Существует ряд оснований, при наличии которых допускается безотлагательная судебная проверка: 
1) ограничиваются конституционные права и свободы личности; 
2) процессуальные действия и решения затрагивают права и свободы человека вне сферы уголовно-процессуальных отношений; 
3) отсутствует прямая связь между проверкой законности и обоснованности процессуальных решений или действий и теми вопросами, которые должен решать суд при постановлении приговора. 
Безотлагательная судебная прЬверка осуществляется по жалобам заинтересованных лиц на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора. Она не влечет приостановления ни производства по делу в целом, ни исполнения соответствующих решений или действий. Проверка ведется на основе представленных органами расследования материалов, обосновывающих соответствующие решения или действия. 
Ии Конституция, ни процессуальное законодательство не дают конкретного перечня действий (случаев бездействия) органов, должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы, поскольку можно обжаловать любые действия и решения, если они нарушают права и свободы граждан или затрагивают их интересы, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также по которым законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (например, статья 91 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» установлен исковой порядок прекращения экологически вредной деятельности по заявлениям граждан). 
Положения статей 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию. Рассмотрение жалоб — форма как прямого, так и косвенного судебного контроля за несудебным (досудебным) производством. Суд занимает центральное место в системе правоохранительных органов, он не стоит на защите ведомственных интересов. Судебная практика по делам о рассмотрении жалоб имеет целью устранение небрежности, натяжек, фальсификаций, отступлений от закона со стороны дознавателя, следователя, прокурора. 
Обжалование процессуальных действий и решений рассматривается многими процессуалистами, в частности О. В. Химичевой, К. Ф. Гуценко, В. П. Божьевым и другими, как средство защиты в досудебном производстве по уголовным делам. Рассмотрение жалоб участников уголовного судопроизводства является неотъемлемой частью института обжалования в уголовном судопроизводстве, право на которое закреплено в УПК РФ в качестве принципа (статья 19). 
Свобода обжалования, вытекающая из конституционных положений о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, о праве граждан обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статьи 45,46 Конституции РФ), является одной из определяющих черт данного уголовнопроцессуального института. Это, в частности, проявляется: в праве обжалования любого действия и решения суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное 
судопроизводство, в праве подачи жалобы любым, чьи права и законные интересы нарушены; в отсутствии специально установленной законом формы жалобы в свободном выборе языка, на котором подается жалоба; на допустимости преследования за подачу жалобы; в независимости решения по существу дела от факта подачи жалобы . 
В досудебном производстве, содержание принципа права на обжалование процессуальных действии и решений реализуется в одном из средств осуществления процессуального контроля и надзора. 
В части 3 статьи 29 УПК РФ в ходе досудебного производства суд правомочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые 
предусмотрены статья 125 УПК РФ, Приведенная норма уголовно-процессуального закона является механизмом реализации конституционного положения о том, что все решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46 Конституции РФ). 

Как видим, права и свободы человека и гражданина не только провозглашены в статье 18 Конституции РФ непосредственно действующими, но и отраслевое законодательство содержит нормы, позволяющие суду гарантировать защиту законных интересов как отдельной личности, так и юридических лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. 

Однако, как известно, от регламентации прав и до их реального обеспечения государственной властью — «дистанция огромного размера». Это объективно и легко объяснимо: писаные нормы — законы далеко не всегда соответствующие реальным возможностям государства и общества по их обеспечению и, главное, правосознанию как правоприменителей, так и подавляющей части населения страны. 
Тем не менее, вышеприведенные конституционные и уголовно-процессуальные нормы относятся к реально действующему праву, эффективность которого зависит не столько от юридико-технического совершенства самого закона, наличия у конкретных участников процесса навыков по его применению, сколько от правильного понимания корпусом правоприменителей основных принципов 
уголовного судопроизводства. 
Право на обжалование всех без исключения решений и действий любого органа государственной власти не подлежит сомнению, оно закреплено в Основном законе государства- конституции РФ.


 

Поделиться статьей с друзьями

НАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР: 

 

Головной офис Юридического Центра "ЗаконЪ" расположен в деловом и историческом центре Воронежа, в непосредственной близости от Проспекта Революции, Дома офицеров, кинотеатра "Юность", Камерного театра. Именно в этом районе сконцентрированы главные административные, деловые и инфраструктурные ресурсы города. Наш адрес: ул. Никитинская, дом 8-А, шестой этаж (имеется лифт), кабинет № 618. Ориентиры: девятиэтажное административное здание - левое крыло комплекса зданий Управы Центрального района городского округа г. Воронеж. Рядом - учебный корпус Воронежского филиала института заочного экономического образования ВЗФЭИ, ресторан "Боссфор". Напротив расположены ДК РЖД им. Карла Маркса и здание Департамента здравоохранения Воронежской области.

Дополнительный офис № 1 приема граждан: Воронеж, ул. Кольцовская, 60/1 (по предварительной записи). 

Дополнительный офис № 2 приема граждан: Воронежская область, Нижнедевицкий район, с. Нижнедевицк, ул. Братьев Серых, 6 (третий четверг каждого месяца с 12-00 до 14-00).

Дополнительный офис № 3 приема граждан: Воронеж, ул. Хользунова, д. 41 (по предварительной записи).

Реквизиты ООО "Юридический Центр "ЗаконЪ": ОГРН 1153668020660 ИНН/КПП 3664206501/366401001 Расчетный счет № 40702810113000007348   Корреспондентский счет  № 30101810600000000681 в Центрально-Черноземном Банке Сбербанка России

 


+7(473) 228-47-02

+7(903) 652-95-77


Юридический Центр «ЗаконЪ»